ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
Система экономической разведки предприятия может получать данные из различных источников, как государственных, так и частных. Многие считают, что вся полезная информация разведывательного характера добывается только из секретных источников, на самом деле это совсем не так. По оценке адмирала Захариаса (зам. начальника разведки ВМС США), во время Второй мировой войны 95 % информации разведка ВМС США черпала из открытых источников, 4 % — из полуофициальных и только 1 % — из секретных источников. Это достаточно справедливо и для подразделений экономической разведки хозяйствующих субъектов. Например, изменению налоговой политики в 1990 году предшествовало обильное количество статей в различных экономических, политических и общественных изданиях.
Следовательно, основное внимание подразделения экономической разведки должно концентрироваться на организованном изучении официальных источников информации.
На этапе выявления возможных источников информации необходимо провести тщательный анализ информационных связей сотрудников предприятия и его руководства в органах власти и управления, правоохранительных органах, банковских кругах и средствах массовой информации.
Анализ проводится в целях учёта этих связей и оценки реальных возможностей их эффективного использования в интересах предприятия.
Обязательное участие руководства предприятия в формировании подразделения экономической разведки и непосредственное участие в разведывательных процессах обусловлено ещё и тем, что в некоторых случаях только управленцы высокого уровня могут иметь доступ на конкурирующие предприятия, государственные учрежде-
ния и другие организации с возможностью легального получения полезной для предприятия информации. Американский опыт говорит, что руководители высшего ранга 70-80 % своего рабочего времени проводят во внешних организациях [60].
Что они там делают? Ответ очень прост: именно там они работают с информацией.
Детально разобравшись с имеющимися информационными возможностями, руководство предприятия и подразделение экономической разведки совместно должны определить, кто конкретно из работников должен поддерживать контакты с тем или иным должностным лицом, журналистом и т. д. (Так, например, Независимая газета 28.02.2004 года сообщила, что с аналогичной целью ЦРУ США проводило специальный опрос оперативного состава для выяснения связей своих сотрудников в Конгрессе США.)
К решению информационных задач в обязательном порядке должны привлекаться не только штатные сотрудники подразделения экономической разведки, но сотрудники других функциональных подразделений предприятия. При этом в обязательном порядке должны учитываться способности и желание сотрудника предприятия принять участие в решении специальной маркетинговой задачи. При отсутствии у сотрудника желания сотрудничать с подразделением экономической разведки, необходимо рассмотреть возможность его использования «втемную», т. е. в виде зашифрованного опроса или в форме письменного отчёта о проделанной работе.
В случае же согласия сотрудника предприятия выполнять задания подразделения экономической разведки, ему должно быть оказано всяческое консультационное и информационное содействие.
Необходимо отметить, что письменные отчёты сотрудников предприятия о полученных ими сведениях имеют большую значимость не только при их текущем использовании.
Хорошим заделом на будущее является обязательный перевод всех информационных документов с бумажных носителей на электронные носители и хранение их в интегрированном банке данных.
Большое значение имеет использование в системе экономической разведки филиалов, торговых представительств и сервисных центров предприятия, которые могут внести весьма весомую лепту в решение различных информационных задач.
Если обратиться к зарубежному опыту, то западные компании активно используют свои филиалы в различных странах для сбора политической и экономической информации о стране, дислокации.
В качестве примера можно рассмотреть корпорацию Мицуи, в которой открыто пропагандируется тезис «Информация — источник жизненной силы компании». Сотрудники этой фирмы, работающие в 200-х филиалах, представительствах и отделениях корпорации в различных странах мира, по космической связи посылают в главный офис примерно по 80 тысяч сообщений в год. Сбор разнообразной полезной информации является неотъемлемой составной частью служебных обязанностей каждого сотрудника корпорации.
Исходя из российской практики, следует отметить и такой факт, что иногда получить необходимую информацию о конкуренте или партнёре через его филиальную сеть значительно легче, чем при боевой атаке его головной конторы.
В целях более эффективного использования поступающих на предприятие печатных и электронных изданий необходимо провести их учёт.
Вся пресса в обязательном порядке должна просматриваться ответственным за это лицом и согласно разработанному классификатору соответствующим образом сортироваться, обрабатываться и храниться, в том числе и в СМИ, поступающие в электронном виде.
В связи с тем что руководство предприятия, как правило, заинтересовано в самой различной информации (общеполитической, экономической, банковской, технологической, справочной, криминальной и т. п.), объективно возникает необходимость установления подразделением экономической разведки деловых контактов со специализированными фирмами. Основным профилем этих фирм является сбор, накопление и анализ информации по тому или иному направлению, представляющему интерес.
Вопрос финансирования внешней информационной структуры решается в зависимости от объёма и характера задач, которые предполагается на неё возложить.
Рассмотрим конкретную ситуацию, когда проведение мероприятий разведывательного характера позволяет значительно минимизировать предпринимательские риски. На предприятие К выходит фирма N с предложением разместить акции предприятия на фондовых рынках США на сумму 25 млн. долларов. Сумма оплаты за оказание такой услуги — 450000 долларов США, с условием — 50 % предоплаты.
На вопросы же о том, кто конкретно будет проводить исследование американского рынка и размещать акции, руководство фирмы N отвечает весьма уклончиво.
Для получения необходимой предварительной информации перед подразделением экономической разведки предприятия ставится задача по проверке состоятельности предложений потенциального партнёра.
Используя ранее наработанные информационные связи, были получены сведения о регистрации, учредительных документах фирмы N и её предыдущей хозяйственной деятельности. Затраты на получение информации составили около 200 долларов США.
Для получения информации об американском партнёре фирмы N подразделение экономической разведки предприятия обратилось с запросом в корпорацию Дан энд Бредстрит.
По истечении двух недель был получен детальный ответ.
Оплата услуг корпорации по предоставлению информации составила около 250 долларов США.
Итогом проделанной службой безопасности информационной работы стала детальная справка руководству предприятия. В этом документе был приведен анализ полученных данных и дана рекомендация об отказе от дальнейшего сотрудничества: во-первых, фирма N была зарегистрирована всего за полгода до своего выхода с коммерческим предложением на предприятие К; во-вторых, по юридическому адресу фирмы N зарегистрировано около 250 различных фирм и организаций (фирма зарегистрирована по купленному юридическому адресу); в-третьих, руководство фирмы до этого бесславно занималось совершенно другим родом деятельности, где понесло значительные убытки; в-четвёртых, сделок, подобно предлагаемой, фирма не проводила; в-пятых, американский партнёр фирмы N реально существует, но в то же время явной инвестиционной активности не проявляет.
Компания зарегистрирована в небольшом городке, где занимает довольно скромный офис. Её штат насчитывает всего два человека.
Изучив представленную информационную справку, руководство предприятия приняло решение о нецелесообразности дальнейшего сотрудничества с фирмой N.
Как и в любой другой деятельности, эффективность экономической разведки определяется по схеме затраты — эффект. Для разведывательной деятельности можно назвать три вида эффекта:
■ прибыль;
■ экономия средств;
■ предотвращение материального и морального ущерба.
Для показанной ситуации эффектом явилось предотвращение потерь в объеме 450000 долларов в виде оплаты за услуги фирмы N.
Затраты на установление её надёжности составили три недели и около 500 долларов США (включая счета за телефонные переговоры и проездные документы).