ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ

Система экономической разведки предприятия может получать данные из различных источников, как государственных, так и част­ных. Многие считают, что вся полезная информация разведыватель­ного характера добывается только из секретных источников, на са­мом деле это совсем не так. По оценке адмирала Захариаса (зам. начальника разведки ВМС США), во время Второй мировой войны 95 % информации разведка ВМС США черпала из открытых источ­ников, 4 % — из полуофициальных и только 1 % — из секретных ис­точников. Это достаточно справедливо и для подразделений эконо­мической разведки хозяйствующих субъектов. Например, изменению налоговой политики в 1990 году предшествовало обиль­ное количество статей в различных экономических, политических и общественных изданиях.

Следовательно, основное внимание подразделения экономиче­ской разведки должно концентрироваться на организованном изуче­нии официальных источников информации.

На этапе выявления возможных источников информации необ­ходимо провести тщательный анализ информационных связей со­трудников предприятия и его руководства в органах власти и управ­ления, правоохранительных органах, банковских кругах и средствах массовой информации.

Анализ проводится в целях учёта этих связей и оценки реальных возможностей их эффективного использования в интересах пред­приятия.

Обязательное участие руководства предприятия в формировании подразделения экономической разведки и непосредственное участие в разведывательных процессах обусловлено ещё и тем, что в неко­торых случаях только управленцы высокого уровня могут иметь доступ на конкурирующие предприятия, государственные учрежде-

ния и другие организации с возможностью легального получения полезной для предприятия информации. Американский опыт гово­рит, что руководители высшего ранга 70-80 % своего рабочего вре­мени проводят во внешних организациях [60].

Что они там делают? Ответ очень прост: именно там они рабо­тают с информацией.

Детально разобравшись с имеющимися информационными воз­можностями, руководство предприятия и подразделение экономиче­ской разведки совместно должны определить, кто конкретно из ра­ботников должен поддерживать контакты с тем или иным должностным лицом, журналистом и т. д. (Так, например, Независи­мая газета 28.02.2004 года сообщила, что с аналогичной целью ЦРУ США проводило специальный опрос оперативного состава для вы­яснения связей своих сотрудников в Конгрессе США.)

К решению информационных задач в обязательном порядке должны привлекаться не только штатные сотрудники подразделения экономической разведки, но сотрудники других функциональных подразделений предприятия. При этом в обязательном порядке должны учитываться способности и желание сотрудника предпри­ятия принять участие в решении специальной маркетинговой задачи. При отсутствии у сотрудника желания сотрудничать с подразделе­нием экономической разведки, необходимо рассмотреть возмож­ность его использования «втемную», т. е. в виде зашифрованного опроса или в форме письменного отчёта о проделанной работе.

В случае же согласия сотрудника предприятия выполнять зада­ния подразделения экономической разведки, ему должно быть ока­зано всяческое консультационное и информационное содействие.

Необходимо отметить, что письменные отчёты сотрудников предприятия о полученных ими сведениях имеют большую значи­мость не только при их текущем использовании.

Хорошим заделом на будущее является обязательный перевод всех информационных документов с бумажных носителей на элек­тронные носители и хранение их в интегрированном банке данных.

Большое значение имеет использование в системе экономиче­ской разведки филиалов, торговых представительств и сервисных центров предприятия, которые могут внести весьма весомую лепту в решение различных информационных задач.

Если обратиться к зарубежному опыту, то западные компании активно используют свои филиалы в различных странах для сбора политической и экономической информации о стране, дислокации.

В качестве примера можно рассмотреть корпорацию Мицуи, в кото­рой открыто пропагандируется тезис «Информация — источник жиз­ненной силы компании». Сотрудники этой фирмы, работающие в 200-х филиалах, представительствах и отделениях корпорации в различных странах мира, по космической связи посылают в главный офис примерно по 80 тысяч сообщений в год. Сбор разнообразной полезной информации является неотъемлемой составной частью служебных обязанностей каждого сотрудника корпорации.

Исходя из российской практики, следует отметить и такой факт, что иногда получить необходимую информацию о конкуренте или партнёре через его филиальную сеть значительно легче, чем при боевой атаке его головной конторы.

В целях более эффективного использования поступающих на предприятие печатных и электронных изданий необходимо провести их учёт.

Вся пресса в обязательном порядке должна просматриваться от­ветственным за это лицом и согласно разработанному классифика­тору соответствующим образом сортироваться, обрабатываться и храниться, в том числе и в СМИ, поступающие в электронном виде.

В связи с тем что руководство предприятия, как правило, заинте­ресовано в самой различной информации (общеполитической, эко­номической, банковской, технологической, справочной, криминаль­ной и т. п.), объективно возникает необходимость установления подразделением экономической разведки деловых контактов со спе­циализированными фирмами. Основным профилем этих фирм явля­ется сбор, накопление и анализ информации по тому или иному на­правлению, представляющему интерес.

Вопрос финансирования внешней информационной структуры решается в зависимости от объёма и характера задач, которые пред­полагается на неё возложить.

Рассмотрим конкретную ситуацию, когда проведение мероприя­тий разведывательного характера позволяет значительно минимизи­ровать предпринимательские риски. На предприятие К выходит фирма N с предложением разместить акции предприятия на фондо­вых рынках США на сумму 25 млн. долларов. Сумма оплаты за ока­зание такой услуги — 450000 долларов США, с условием — 50 % предоплаты.

На вопросы же о том, кто конкретно будет проводить исследова­ние американского рынка и размещать акции, руководство фирмы N отвечает весьма уклончиво.

Для получения необходимой предварительной информации пе­ред подразделением экономической разведки предприятия ставится задача по проверке состоятельности предложений потенциального партнёра.

Используя ранее наработанные информационные связи, были получены сведения о регистрации, учредительных документах фир­мы N и её предыдущей хозяйственной деятельности. Затраты на по­лучение информации составили около 200 долларов США.

Для получения информации об американском партнёре фирмы N подразделение экономической разведки предприятия обратилось с запросом в корпорацию Дан энд Бредстрит.

По истечении двух недель был получен детальный ответ.

Оплата услуг корпорации по предоставлению информации со­ставила около 250 долларов США.

Итогом проделанной службой безопасности информационной работы стала детальная справка руководству предприятия. В этом документе был приведен анализ полученных данных и дана реко­мендация об отказе от дальнейшего сотрудничества: во-первых, фирма N была зарегистрирована всего за полгода до своего выхода с коммерческим предложением на предприятие К; во-вторых, по юридическому адресу фирмы N зарегистрировано около 250 различ­ных фирм и организаций (фирма зарегистрирована по купленному юридическому адресу); в-третьих, руководство фирмы до этого бес­славно занималось совершенно другим родом деятельности, где по­несло значительные убытки; в-четвёртых, сделок, подобно предла­гаемой, фирма не проводила; в-пятых, американский партнёр фирмы N реально существует, но в то же время явной инвестиционной ак­тивности не проявляет.

Компания зарегистрирована в небольшом городке, где занимает довольно скромный офис. Её штат насчитывает всего два человека.

Изучив представленную информационную справку, руководство предприятия приняло решение о нецелесообразности дальнейшего сотрудничества с фирмой N.

Как и в любой другой деятельности, эффективность экономиче­ской разведки определяется по схеме затраты — эффект. Для разве­дывательной деятельности можно назвать три вида эффекта:

■ прибыль;

■ экономия средств;

■ предотвращение материального и морального ущерба.

Для показанной ситуации эффектом явилось предотвращение потерь в объеме 450000 долларов в виде оплаты за услуги фирмы N.

Затраты на установление её надёжности составили три недели и около 500 долларов США (включая счета за телефонные переговоры и проездные документы).

Руководству предприятия было наглядно доказано, что подраз­деление экономической разведки при небольших затратах и высокой оперативности добилось отличных результатов, предотвратив зна­чительные финансовые и моральные потери предприятия. Поэтому было принято решение о премировании сотрудников, быстро и каче­ственно решивших поставленную задачу, в размере двух месячных окладов.